В 2013 году рынок планшетов Украины вырос более чем на 508%, обогнав по темпу роста смартфоны. Доля планшетов на операционной системе Андроид выросла до 91%. Средняя цена на планшет снизилась за год на 1741 грн.
Сеть гаджетов и аксессуаров Цитрус подготовила новое экспертное исследование «Цитрусометрия», в котором проанализировала динамику рынка планшетов в Украине. В нем сообщается, что за январь-февраль 2013 года украинцы купили порядка 146 тыс. мобильных «таблеток» – в 6 раз больше, чем в январе-феврале прошлого года (24 тыс.), согласно данным GfK Украина. В денежном измерении это составило порядка 334,5 миллиона грн. При этом, средняя цена на планшет в феврале 2013 значительно снизилась и составляет сегодня 2230 грн (по сравнению с 3971 грн в феврале 2012). Для сравнения, продажи смартфонов за этот период выросли всего на 77%, составив при этом 472 тыс. устройств. Что касается ноутбуков, их эра стремительно подходит к концу – количество продаж остановилось на таком же уровне, что и год назад – порядка 290,5 тысяч проданных устройств.
«За последние полгода продажи сегмента планшетов стоимостью до 2000 грн выросли в 11 раз. Если в прошлом году за январь-февраль в Украине продавалось 6 900 таких планшетов, то в январе-феврале 2013 года – уже 78 900 устройств, по данным GfK. Главной причиной увеличения этого сегмента во многом стал рост продаж планшетов стоимостью от 700 до 1000 грн. Их доля выросла более чем в 9 раз и составила 23% в основном за счет брендов, которые до последнего времени не были известны украинцам. Чаще всего это дешевые планшеты, основным преимуществом которых является исключительно их цена, а функциональные возможности значительно ограничены», – сообщил Виктор Шолошенко, директор по маркетингу сети Цитрус.
Для удешевления стоимости планшета, многие китайские компании сокращают качество и размеры экрана устройства. Чаще всего используются семидюймовые экраны с TFT-матрицей низкого разрешения 800×480 пикселей вместо более качественной IPS-матрицы, которая используется в таких планшетах как Google Nexus 7. Минусами TFT-дисплеев, кроме низкого разрешения, является слабый угол обзора, низкий уровень контрастности и цветопередачи. Благодаря этому производителям удается добиться цены на планшет 600-700 грн. Согласно GfK Украина, в январе-феврале 2013 доля 7-дюймовых планшетов в Украине составляла 55%. Из них порядка 80% с TFT-дисплеями. Доли 8” и 10-дюймовых планшетов при этом уменьшились на 42% и составили 4% и 35% рынка соответственно. Только 20% всех планшетов оснащены 3G-модулем.
По количеству продаж, самой распространенной планшетной операционной системой в Украине, как и в мире, по-прежнему остается Андроид. Но если в январе-феврале прошлого года его доля в Украине составляла 75,6%, то в 2013 она выросла до 91,2%, заняв практически весь рынок планшетов. Напомним, что, по словам главы совета директоров Google Эрика Шмидта, сегодня в мире насчитывается более 750 миллионов устройств на базе Андроид, и каждый день активируется 1,5 миллиона устройств. Операционная система iOS, на которой работает мировой лидер iPad, занимает в Украине значительную долю 65,1% только в сегменте «5000 грн +».
«Сегодня рынок планшетов переживает этап становления (такой же этап происходил ранее со смартфонами). В отличие от американского рынка, в нашей стране еще не сформировалась правильная культура потребления таких устройств. Так, украинцы «накупили» дешевых планшетов, но пока не понимают, какие характеристики планшета являются важными. Именно поэтому большинство планшетов в Украине (55%) продается в сегменте до 2000 грн, а доля Apple так мала. При том, что планшеты Apple занимают в мире более 43,6%. Низкий уровень доходов населения и «некомпетентность» торгового персонала большинства магазинов приводят к тому, что украинские потребители чаще гонятся именно за низкой ценой, покупая устройство, которым в последствие будут недовольны» – подытожил Виктор Шолошенко.
Андрей Осадчий, заместитель начальника отдела исследований розничных продаж, GfK Ukraine, прокомментировал, что впечатляющий рост рынка планшетов в начале года – это комбинация нескольких факторов:
– общего роста рынка бытовой техники и электроники в начале 2013 года
– сравнительно низкими продажами планшетов января-февраля 2012
– последнее и самое главное, суммой усилий производителей и ритейлеров, которые предложили по-настоящему востребованный продукт для покупателей.
«У роста планшетов есть и негативная для индустрии сторона, – отмечает Андрей, – Это возможная канибализация продаж других устройств, прежде всего ноутбуков, более дешевым продуктом, которым и является планшет. Конечно, функциональность среднего ноутбука и планшета тяжело сравнивать. На планшете практически невозможно работать с документами Microsoft Office и даже в деловой переписке возникают определенные проблемы. Однако, с одной из основных функций – потребление информации в различных видах, планшеты справляются на ура.
С этой точки зрения, будет интересно проследить последующую эволюцию устройств. Мне кажется, что уже в ближайшем будущем поставить четкую грань между ноутбкуом и планшетом будет нельзя. По сути, это будет устройство с полноразмерной съемной клавиатурой и операционной системой, которая позволяет нормальную работу с бизнес ориентированными программами. Выбор потребителя, в свою очередь, будет ориентирован не на «железо», а на операционную систему».