Еще несколько лет назад концепции четырех-ядерных смартфонов или очков с дополненной реальностью нас поражали и казались нам чем-то невероятным, сейчас же эти гаджеты уверенно вошли в нашу жизнь, и абсолютно нормальным стало наличие в семье из 2 человек 3 компьютеров, один из которых планшет.
Всего 2 года назад ноутбуки сравнявшись в цене с настольными компьютерами, буквально поглотили большую часть их продаж. Благодаря своей доступности, пользоваться ноутбуком стало не только удобно, но и модно – это стало тенденцией. Но рынок hi-tech технологий не стоит на месте. Компания Apple, в очередной раз перевернув рынок мобильной электроники, выпустила культовый планшет iPad, и вот уже 2 года спустя мы видим появление огромного количества функциональных, удобных и недорогих планшетов, которые, став новым модным гаджетом, полностью изменили предпочтения украинских пользователей в электронике. Сеть Цитрус решила провести исследование ситуации на рынке мобильных компьютеров, используя экспертные данные Цитрус, компании GFK, Gartner, NDP и сервиса Яндекс.Маркет за 2010-2012 года, изучив пики продаж мобильной электроники, в периоды Нового года и «Back to School» (15 августа-15 сентября) – периодов, когда многие задумываются о покупке нового или замене старого планшетного или «настольного» компьютера.
После появления планшетов продажи небольших и компактных нетбуков «покатились» вниз. Спрос на ноутбуки также уменьшился, сохранившись в основном на дорогие и «продвинутые» модели. К примеру, если в мае 2011 г. средняя стоимость ноутбука составляла порядка 4392 грн, то в мае 2012 она достигла уровня 4686 грн. Планшеты, становясь популярнее и разнообразнее, стали еще более доступными – появилось много бюджетных вариантов, таких как Amazon Kindle Fire, PocketBook и бесконечное множество «китайских клонов».
Компьютеры стали портативными, мобильными, и еще более мобильными
Если в мае 2011 года в Украине планшеты занимали всего лишь 3% продаж всех мобильных компьютеров, то уже в июне 2012 года они «откусили» себе долю у нетбуков и ноутбуков, заняв 15% всех продаж.
В революционном потенциале планшетов не сомневается и сам исполнительный директор Apple Тим Кук – по его словам рынок планшетов уже очень скоро обойдет по продажам ноутбуки.
Глобальный тренд на планшеты также подтверждает Ричард Шим – ведущий аналитик исследовательской компании NDP, чьи прогнозы показывают, что в 2016 году поставки планшетов полностью обгонят ноутбуки и составят 416 миллионов штук по сравнению с 393 миллионами ноутбуков.
Возвращаясь к Украине, предпочтения наших соотечественников могут быть видны не только в том, что они покупают, но и в том, какие товары они ищут в сети Интернет. Проанализировав данные Яндекс.Маркет и просмотры категории мобильных компьютеров, можно определить, какие товары украинцы ищут чаще всего, и что они в конечном итоге решают купить.
Если в июне 2011 только один из 35 ищущих планшеты становился их обладателем, то в июне 2012 уже большее количество покупателей оказываются уверенными в своем выборе и теперь уже каждый 25-ый завершает свой поиск покупкой нового планшета. В противовес этому, ноутбуками хоть и продолжают активно интересоваться, но покупать их украинцы не спешат – об этом свидетельствует тот факт, что сейчас их обладателем становится всего лишь один из 60 пользователей, по сравнению с одним из 40 в 2011 году.
Прежде всего, планшеты съедают долю у нетбуков, поэтому мы сравнили именно эти две категории. Также вполне вероятно, что уже через год мы вообще забудем о категории нетбуков, как это уже произошло в свое время с КПК.
Нетбук – тыктотакой? Про вымирающий вид электроники
«Мы прогнозируем продажи в Украине планшетов в нынешнем периоде “Back to School” на уровне 27 000 штук против 9 000 нетбуков – отмечает Виктор Шолошенко, директор по маркетингу сети Цитрус. – Те, кто нуждались в недорогом мобильном решении, окончательно сделают свой выбор в пользу планшетов, т.к. они более удобны, а мощная батарея и низкое энергопотребление позволяют пользователю сделать намного больше, чем привычный ноутбук. Мы видим, как благодаря более миллиону разнообразных Андроид и iOS приложений, доступных нынешним пользователям, помимо стандартных компьютерных приложений, поменялась вся экосистема пользовательского «экспириенса» – нового неповторимого опыта. Планшет стал инструментом для развития творчества, обучения, развлечений, общения с друзьями, повышения личной эффективности. Благодаря удобным навигационным и геолокационным сервисам, планшеты просто незаменимы в путешествиях, а возможности простого и быстрого создания и редактирования аудио-, фото- и видео контента позволяют не упустить ни единой возможности для проявления своего таланта».
Пока еще размер имеет значение
Поскольку самым популярным планшетом, как в Украине, так и в мире является iPad (на сегодняшний момент в мире продано более 84 миллиона устройств, и более 100 тысяч штук в Украине), самым популярным размером для планшета является диагональ 10’’ – порядка 56% всех планшетов, проданных в Украине в мае 2012 года. Одним из самых быстрорастущих сегментов планшетов в Украине стал сегмент дешевых 7-дюймовых планшетов. С появлением недорогих Amazon Kindle Fire и PocketBook этот сегмент занял почти 31% всех планшетов, а с выходом нового Google Nexus 7 c характеристиками планшетов ценовой категории 4000 грн , а ценой всего лишь 2299 грн, к Новому году этот сегмент в Украине может вырасти до 50%.
Говоря о наличии встроенного 3G/4G модуля, им оснащены всего лишь 38% всех проданных в Украине планшетов мае 2012. Это еще раз свидетельствует о популярности в Украине недорогих моделей планшетов, которые обеспечивают свою низкую цену за счет снижения издержек на дополнительное «железо». Также благодаря этому планшеты стали намного доступнее, чем раньше – средняя цена на планшет в Украине составляет 3949 грн по сравнению с 5321 грн в мае 2011 г. Например, самая базовая модель культового планшета iPad 2 в Украине стоит уже 3555 грн в сети Цитрус. Снижение цен не только на бюджетные Андроид-планшеты, но и на планшеты Apple, а также возможный выпуск в сентябре планшета iPad mini, даст возможность Apple выйти на те показатели, которые опубликовали Gartner – оижадаемые 73 миллиона проданных планшетов в 2012 году (равные рыночной доле 61,4%) при 40 миллионах миллионах Андроид-планшетов (с рыночной долей 40%)
Звезды мира планшетов и те, кто могут за ними только наблюдать
Покорители «Эверестов» продаж и те, кому горы только снятся
Самым желанным и популярным производителем планшета по-прежнему остается Apple (iPad2, iPad 3) – только за декабрь 2011 в Украине было продано порядка 6 тысяч этих устройств и это количество может дойти до 7 тысяч в предстоящий период “Back to School”. Дышит ему в спину его главный конкурент Samsung, чьи продажи Android-планшетов, достигавшие в декабре 2011 3,5 тысяч штук, даже с увеличением модельного ряда в период Back to School могут достигнуть в Украине 4 тысяч проданных устройств. Третье место в списке бестселлеров разделяют Asus и Acer, и завершают рейтинг планшеты Kindle Fire и PocketBook. Но и тут близятся перемены, поскольку ожидаемый в сентябре Google Nexus 7 совместного производства Google и Asus, уже к Новому году безоговорочно займет 3 место в Украине, выйдя благодаря своей цене 2299 грн в фавориты сегмента бюджетных планшетов. И, конечно, одним из самых ожидаемых событий в VI квартале станет старт продаж революционных планшетов Microsoft Surface на полностью новой операционной системе Windows 8, в чьих силах еще более каннибализировать продажи Windows-ноутбуков.
И в горе, и в радости
Глава компании Apple, Тим Кук, как-то признался, что проводит за любимым планшетом от 80% до 90% своего времени, работая, и отдыхая. Чтобы понять, для каких целей чаще всего используют планшеты украинцы, сеть Цитрус провела онлайн-опрос. Более 47% опрошенных пользователей ответили, что используют планшет для дела (куда относится проверка почты, чтение новостей, использование офисных приложений). 34% с удовольствием проводят за планшетом часы отдыха и развлечений, смотря фильмы, слушая музыку и играя в игры. Учиться и творить с планшетом предпочитают 9% украинцев. Кроме полезной статистики, результаты этого опроса полностью разрушили стереотип, что планшет – это только игрушка и развлечение.
Больше о планшетах